Малявина С.

Коммуникация в проекте, или Коммуникационное сопровождение проектной деятельности


 

ВВЕДЕНИЕ*


Этот текст обязан своим появлением моему пребыванию в коммуникативной среде Тольяттинской академии управления (ТАУ). Прежде чем перейти к содержанию, я должна сделать ряд рефлексивных фиксаций по поводу складывания понятия коммуникации, которое я использую.

С 1995 г. группой преподавателей Ю.Б. Грязновой, Г.А. Давыдовой, В.П. Литвиновым, В.В. Мак­си­мовым, Н.И. Таракановой, И.В. Шияновой в ТАУ была проведена работа по формированию дисциплины «Коммуникационный менеджмент». Она строилась главным образом на комму­ни­кативном подходе и как коммуникация в действии.

Сам тип проекта по складыванию этой дисциплины оказался комму­ни­кационным. Любой коммуникационный проект не имеет жесткой формы (как, например, строительный проект), это «путь», и войти в него можно на любом месте, лишь бы человек был сорганизован и мог бы эту организованность предъявить.

Именно так постепенно вошла в этот проект и я.

В рамках формирования дисциплины был создан ряд авторских курсов: «Культурный текст», «Аналитика текста»[1], «Анализ коммуникации», «Межкультурная коммуникация», «История коммуникативных форм», «Философия языка», «Типология мышления»[2], «Практикум по журналистике»[3], «История выразительных средств», «Редакционно-издательский менеджмент» и многие другие. Некоторые из этих курсов, претерпев ряд изменений, вошли в технологию подготовки специалистов в сфере коммуникации, которая реализуется в Академии сейчас.

Еще одним важным вкладом в развитие коммуникационного направления было издание сборника докладов «Коммуникационный менеджмент»[4].

В 1998 г. в силу ряда обстоятельств родился новый коммуникационный проект «Коммуникационное сопровождение деятельности» (КСД)[5], главными разработчиками которого были С.А. Семин, Р.В. Боюр и Ю.Б. Грязнова. Много раньше С.А. Семиным была представлена схема соци­альной коммуникации, на которой строился КСД, и которая сейчас является базовой для подготовки специалистов по связи с общественностью в ТАУ.

В 2000 г. в Академии изменилась конструкция учебного плана. Пришлось перестраивать уже существующие технологии под новые формы. Апробация наработок в новых условиях прошла на игре  КСД-2, которая проводилась Р.В. Боюром и А.А. Зильпертом. Тогда же была заложена основа такой учебной формы, как мастерская.

Переломным моментом в становлении технологии КСД стало участие группы коммуникационного менеджмента в проекте УКО (программа «Подготовка управленческих кадров для модернизации системы образования»[6]), взявшей на себя функцию его коммуникационного сопровождения. Стало очевидно, что коммуникационные работы должны вестись на реальных проектах, и технологии КСД теперь необходимо было найти место в профессиональной онтологии коммуникационного менеджмента.

То, что я пишу сейчас, родилось в результате попытки изложить мое понимание сущности коммуникации. Благодаря освоенной технике вхождения в коммуникацию с проектировщиками и технике организации коммуникации, мне, как мне кажется, удалось отыскать некую структуру в существующих пониманиях коммуникации и разногласий по поводу них.

Моя позиция сформировалась на разрыве двух пониманий коммуникации: коммуникация как инструмент победы, «продавливания» своего проекта – и социальная коммуникация, которая строится на договоренностях и связностях. Я понимала силу и основательность обоих позиций.

В тот момент для меня важным было найти ход определения личной траектории. Я оказалась внутри этого разрыва. Истории студентов, уже «окунувшихся» в ту или иную альтернативу, были различны. Выстраивалось несколько альтернатив: покинуть Академию; выбрать одну из позиций, но тогда проиграть; или же осваивать оба понимания, но при этом так и не выстроить собственного определения. Меня такие выходы не устраивали.

Необходим был конструкт, который бы объединял эти понимания и людей, занимающих обе позиции.

Попытка выстраивания такого конструкта была осуществлена на проекте «ПАС-онлайн». Это – информационное сопровождение проектно-ана­ли­ти­ческой сессии (игры). Из-за разности языка и форм мышления проектировщика и журналиста эта попытка оказалась не понятой, однако замеченной, и это уже был прорыв... Свою позицию я оп­ре­делила – «мост», осуществление связи на себе.

Такая концепция была нужна, чтобы выстроить тот самый «мост» между несколькими проектными группами в Академии, преодолев между ними преграду. Сложившаяся понятийная конструкция выполнила эту задачу: она начала задавать понимание нескольких групп людей.

Следующим шагом мы перешли от разработанных схем «уровней коммуникации в проекте» к их использованию в учебном процессе Академии. Необходимо было перевести инструментарий в учебную форму.

В учебном плане ТАУ местом для отработки профессиональных техник служат мастерские. Коммуникационная мастерская, теперь базирующаяся на технологии КСД, послужила стяжкой и реальных проектных, и учебных работ в Академии.


Схема 1. Основание для выделения уровней коммуникации

УРОВНИ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЕКТЕ


Четыре типа или уровня коммуникации выделены мной как разные инструменты оргпроектировщика и проектировщика социальных изменений. Они позволяют структурировать и организовывать деятельность по коммуникационному сопровождению проектов, где интересны не только акт коммуникации и инструменты, использующиеся во время акта коммуникации, но и организация пространства коммуникации. Главным для нас является разделение коммуникации в проекте – и коммуникации со средой, в которую проект должен быть помещен.

В каждом из уровней коммуникации одним из ее участников выступает проектировщик (разработчик): именно он инициирует любые коммуникационные процессы в проекте. Вторым сокоммуникатором (который обозначен на схеме 1 как «аудитория») выступают разные позиции, которые зависят от того действия, которое необходимо совершить проектировщику. Последний использует различные коммуникационные и коммуникативные формы[7], которые проектирует сам (при отсутствии посредника) или же «поручает» это разработчику коммуникационных форм (например, разработчику медиа).

Заметим, что коммуникационная форма – организация и соорганизация позиций с помощью коммуникационных инструментов, оргформа, «обустраивающая» коммуникационное действие. Коммуникативная форма – коммуникативная организация самой позиции, форма с определенным содержанием, уже не принципиальная, а ситуативная. Коммуникативная форма не имеет определенной организации и технологии и зависит, прежде всего, от коммуникативной оспособленности организатора коммуникации.

В этом тексте уровни коммуникации в проекте выделены на основе задач, которые стоят перед разработчиком проекта:

·       обеспечить деятельность внутри проекта,

·       социализировать проект во «влиятельных кругах» (лоббирование),

·       включить в реализацию проекта других людей и

·       обеспечить информирование о проекте.

Соответственно, выделяются четыре уровня коммуникации (см. таблицу 1): мыслекоммуникация, договорная коммуникация, общественная коммуникация и информационное сопровождение. Обозначенные уровни коммуникации редко встречаются в «чистом виде», более того, совмещение одного уровня коммуникации с другим иногда позволяют добиться наилучшего результата при реализации проекта.

(Типы дискурсов, упомянутые в графе «Характеристики текстов» – нарратив, конструктив, перформатив и информатив ­ – описаны в работе «Технология текста», см. сноску 3).

 

Таблица 1. Уровни коммуникации в проекте

 

 

 

 

Мысле-

коммуникация

Договорная  коммуникация

Общественная коммуникация

Информационное сопровождение

Назначение при реализации проекта

Обеспечение деятельности внутри проекта, его разработки, организации и реализации, инициирование

нового содержания

Договоренность о дальнейшей реализации проекта (напр., получение финансирования) позиционирование проекта

Установление
связи, включение в проект больших масс

Информирование о проекте определенных групп

Сокоммуникаторы

Разработчики
проекта

Разработчик проекта –

заказчик, инвестор,

партнёр,

профессиональное сообщество

Разработчик
проекта –  

общественные группы

Разработчик
проекта –

журналисты (СМИ),

общественность

«Посредник» в коммуникации

Нет

В большинстве случаев – нет

(возможен лоббист)

Коммуникационные формы

Каналы коммуникации (печатные, электронные и сетевые СМИ)

Материал для коммуникации

Возникающие разрывы в содержании, разворачива­ющемся в проекте

Содержательные вопросы и организационные вопросы

Событийно-содержательные поводы

Информационные поводы

Коммуникационные формы организации

Семинар,

совещание,

обсуждение

 

Переговоры,

презентация,

круглый стол,

личная беседа

Игра, конференция,

презентация,

конкурсы,

реклама

               

Пресс-конференция,

тексты для тех или иных  СМИ (формы, которые заложены в самих каналах коммуникации)

Коммуникативные формы

Дискуссия с целью проблематизации

консультация  по конструированию понятий, оргтехническая, аналитическая, прогностическая рефлексия

Выяснение или установление общего через «перевод» содержания на доступный язык

Политика

Типы тестов: информация, аналитика

Характеристики текста

Схемы, конструирование понятий

(конструктив),

построение общего понимания

Интерпретация,

описание

История –
нарратив,
перформатив

Информация –
информатив
(сообщение)

 

МЫСЛЕКОММУНИКАЦИЯ


Г.П. Щедровицкий писал: «…Именно коммуникацию и создаваемую ею коллективную интеллектуальную работу нужно было делать предметом теоретических и дальше – специально-научных ис­сле­дований, чтобы выяснить, какие же собственно формы организации коллективной интеллектуальной работы  и какие формы коммуникации внутри нее вообще возможны»[8].

Мыслекоммуникация осуществляется между разработчиками проекта, она основана на групповой интеллектуальной деятельности. Такая коммуникация служит для конструирования нового содержания, которое создается в процессе реализации или разработки проекта.

Мыслекоммуникация обеспечивает деятельность внутри проекта:

·       задает понимание ситуации,

·       проблематизирует стереотипы,

·       разворачивает понятийную работу,

·       способствует созданию среды общих смыслов и содержания,

·       позволяет понять соразработчика через заимствование его позиции и продвинуть требуемое или желаемое коммуникативное содержание в пространство смыслов разработчика.

Мыслекоммуникация требует:

·       искренности на грани откровенности – отказ от коммуникативных уловок и ловушек,

·       узнать понимание своего собеседника и поделиться своим (взаимное желание коммуникации),

·       различение содержательной и коммунально-личностной установки.

 

Схема 2. Мыслекоммуникация

Тип «Мыслекоммуникация» выделен на основе работ Г.П. Щедровицкого, где речь идет об отношениях и связях между интеллектуальными процессами и коммуникативными процессами, у него организация коммуникативного процесса определяет или детерминирует интеллектуальный процесс. Этот тип можно назвать «подлинным», или, иначе, основополагающим, на котором базируются все остальные виды коммуникации – модификации и интерпретации мыслекоммуникации. Тем не менее, мы уже не можем эти виды называть иным словом, нежели «коммуникация», так как последнее прочно укрепилось в сфере массовой информации, рекламы, PR и т.д.

Мыслекоммуникация – инструмент деятельности группового интеллекта; это понятие вводит Г.П. Щедровицкий: «Вся интеллектуальная работа людей проходит в условиях деятельности коллектива, замкнута на общение людей друг с другом (как в рамках малых групп, так и в рамках культурно-исторических общностей) и представляет собой по сути дела спор человека с другими людьми»[9]. Иначе говоря, интеллектуальные процессы всегда осу­щест­влялись в условиях деятельности определенной со­циальной группы. В данном случае речь идет о команде разработчиков, которые реализуют проект в условиях коллективного или группового взаимодействия[10].

Для разработчиков проекта (для руководителя проекта) важно организовать осмысленную и продуктивную работу внутри группы – это один из процессов (также понимание и рефлексия)[11], на котором строится работа группового мышления.

Назначение мыслекоммуникации  – это, прежде всего, обеспечение деятельности внутри проекта, следовательно, и основа его разработки, организации и реализации.

Коммуникация внутри проекта разворачивает понятийную работу между членами команды, чтобы оснастить их новыми инструментами для успешной реализации проектной разработки. Коммуникация в команде разработчиков проекта возникает «на разрывах», которые чаще всего возникают из-за непонимания, или же они инициируются и формируются  самими  проектировщиками для того, чтобы продвинуть свою группу. Третья функция мыслекоммуникации – дополнение до целого (конфигурирование представленных содержаний позиций, вступивших в коммуникацию).

Тексты такой коммуникации (чаще всего устные, описывающие ту или иную схему, или сами схемы, конструирующие понятие или добивающиеся общего понимания) имеют две противоположные функции: с одной стороны, они выступают как средства связи двух или нескольких позиций, а с другой – как средства разделения и обособления их.

Формы такой коммуникации разрабатывались и использовались в Московском методологическом кружке с начала 1950-х гг. Это были семинарские заседания, которые мало были похожи на традиционные академические собрания, где докладывают о полученных результатах. «Докладчик по сути дела только начинал обсуждение темы. Он должен был определить проблему, в обсуждение которой включались затем все остальные. Границ между самим докладом и дискуссией практически не существовало. Занятие представляло собой коллективное обсуждение и решение проблемы, в которых нередко развертывались одновременно и параллельно сразу два или три доклада на одну тему. Правильнее было бы даже сказать, что это были содоклады и контрдоклады, ибо игра в доказательства и опровержения стала основным принципом организации всей интеллектуальной жизни кружка» («Знаки в деятельности»). Форму коммуникационной организации можно обозначить как семинар, осуществляющий процесс живой дискуссии, непосредственно взаимодействующих друг с другом понятий и представлений, в котором организатор жестко удерживал эту форму. При этом, естественно, нельзя говорить о каком-то едином продукте интеллектуальной работы: таких результатов всегда много.

Множественность планов обсуждения, прежде всего, зависит от функционального структурирования группы: «одни из участников коммуникации берут на себя задачу конструктивного развертывания проблемы, конструируют понятия, другие выступают критиками этой работы, третьи проблематизируют средства и методы работы, четвертые начинают разработку новых средств и методов, нормируют наработанный опыт, пятые поставляют материалы для обсуждения и так далее» (там же).

Основные и часто даже единственные регуляторы мыслительной работы в ситуациях  –  цели работы, то есть то, что должны достичь в процессе коммуникации ее участники. Конечно же, здесь не рассматривается перевод наработанного в организационные формы и планы, но это, безусловно, одна из важных составляющих проекта и является переходом от процесса коммуникации в процесс функционирования.

При построении процесса мыслекоммуникации в коллективе разработчиков необходимо понимать:

·       возможности коммуникации;

·       возможности организации совместной деятельности в этих условиях;

·       принципы такой организации;

·       правила коммуникации;

·       правила развертывания совместной интеллектуальной деятельности;

·       формы коммуникации (или же если необходимо – организации коммуникации).

 

ДОГОВОРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Проект должен быть понят и принят теми людьми, от которых зависит его внедрение – участниками коллектива разработчиков, заказчиками, инвесторами, контролирующими инстанциями, профессиональным сообществом, общественностью. Здесь важным становится делать понятными и привлекательными для них смысл, содержание и результаты работы, заинтересовывать их и добиваться их персонального вклада в предпринятое дело – осуществлять интерпретацию текстов и содержания.

В этом типе коммуникации важным словом является «интерпретация», – не ложь, не придумывание текстов, а именно интерпретация текста мыслекоммуникации. При переговорах, которые являются основной формой ведения этой коммуникации,  важен процесс соединения сокоммуникаторов, нахождение «общих мест» в разрозненных работах (понимании). 

 

 

Схема 3. Договорная коммуникация

 

Основными участниками такой коммуникации выступают заказчики, инвесторы и профессиональное сообщество. Можно выделить три принципа, на которых строится договорная коммуникация: политический, экономический, имиджевый (социально-коммунальный).

Политический аспект

Есть несколько типов аудиторий, с которыми осуществляется такая коммуникация: заказчик, представители властных, административных, государственных структур, партнёры, – те, кто имеет какое-либо политическое влияние на сам проект и способствуют его реализации. Такие связи позволяют лоббировать интересы разработчиков в высших инстанциях. 

Экономический аспект

Этот аспект предполагает налаживание связей, установление взаимовыгодного соглашения делового характера с инвесторами и заказчиками (если они осуществляют функцию финансирования проекта).

Имиджевый аспект

Этот аспект представляет собой установление контактов в коммуникации через позиционирование в профессиональном сообществе.

Этот тип коммуникации имеет непосредственное отношение к человеческому ресурсу, где важным фактором успешности является умение общаться с людьми, находить общее, понимать образ мысли другого человека, то, что называется общим словом «коммуникабельность». 

Видение коммуникационного сопровождения такого плана и есть, по сути дела, реализация многих проектов, которые не предусматривают включения большой массы населения в его реализацию. «Договорная коммуникация» – это основной процесс, на котором строится лоббирование, финансирование и дальнейшее развитие проекта в данной социальной нише (или продолжение профессиональной деятельности команды разработчиков).

Назначение договорной коммуникации  – обеспечение внедрения  проекта в социальное пространство, включение заказчиков, инвесторов, партнеров в реализацию разработки. Договорная коммуникация создает социальные связки, на которых существует проектная деятельность.

Этот тип коммуникации строится на общении, взаимопонимании разработчиков и круга лиц, которые тем или иным образом участвуют в проекте. Обычно эта коммуникация осуществляется руководителем (руководителями) группы проектировщиков, так как организатор коммуникации в данном случае должен быть полностью посвящен  в деятельность, которая осуществляется в проекте.

Тексты договорной коммуникации носят отчетный или описательный характер. В данном случае разработчик выступает в роли переводчика (или толмача)  – интерпретирует содержание проекта своему «сокоммуникатору». Основная функция та­ких текстов: ввести в курс дела своего партнера по коммуникации или же включить его в деятельность.

Основные формы такой коммуникации – переговоры, беседа и презентация. Соответственно, активную позицию в данном случае занимает разработчик (в отличие от предыдущего типа коммуникации, где оба коммуникатора были рав­но­по­зи­ци­онными). Форма нужна для того, чтобы определить, какие действия может осуществлять участник коммуникации, а какие нет. За счет этого складывается содержание, которое затем находит отражение в документе, фиксирующем результаты коммуникации. Однако при договорной коммуникации в качестве содержания нужно рассматривать не текст итогового документа, а именно договорение.

При ведении договорной коммуникации необходимо понимать:

·       позицию, роль, цели и возможности своего сокомумникатора;

·       возможности организации коммуникации в заданных условиях и коммуникативной форме;

·       принципы формы организации коммуникации.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Общественная коммуникация – это организация и обеспечение сложной совокупности работ, со­про­вож­дающих продвижение проекта. Речь идет о та­ких видах специализированной практики в сфере социальной коммуникации, как информационное и аналитическое обеспечение, работа со СМИ, социальная реклама и корпоративный PR, работа с ком­муникационными формами (организация пресс­-конференций, конкурсов, выставок, презентаций и так далее).

Схема 4. Общественная коммуникация

Назначение  общественной коммуникации при реализации проекта  – установление «связанности», включение в проект больших масс, формирование отношения к проекту.

Этот тип коммуникации обеспечивает включение различных групп в реализацию проекта посредством проведения ряда мероприятий, направленных на большую аудиторию. Основным сокоммуникатором разработчика становятся общественные груп­пы, от которых требуется обратная реакция (в отли­чие от информационной коммуникации, где сообщение однонаправлено).

Эффективность этого типа коммуникации как инструмента реализации проекта зависит от точного выбора канала и формы коммуникации, которые определяют вид сценария разворачивания игры в коммуникационном пространстве. Общественная коммуникация не только транслирует информацию через определенные каналы, но и создает некоторое событие на общественной «сцене», а уже потом организует или не организует его отражение и поддержку на экране СМИ (иногда достаточным является участие определенной группы в мероприятии). По этой схеме проходят большие концерты на стадионах: зрителям на стадионе певца практически не видно, для решения этого организаторы ставят большой экран, на котором крупным планом показывают то, что считают необходимым показать всем.

Материал для коммуникации  – событийно-содержательные поводы. Слово «содержательные» не обязательно в этом типе коммуникации, так как многие из проектов не имеют содержания, а выполняют функцию «организации тусовки». Но в большинстве случаев бессодержательные проекты не нуждаются в сопровождении, – они живут сопровождением (это PR-проекты, виртуальные проекты). Общественная коммуникация соединяет все возможные коммуникационные формы, совокупность которых  организует событие. Поэтому здесь важно адекватно использовать схемы работы СМИ, PR, рекламы.


ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА (ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ)

Информационная коммуникация обеспечивает связь с массовой аудиторией посредством каналов коммуникации (все виды СМИ). Телекоммуникационные технологии непосредственно связаны с понятием информации и информационных потоков: по схеме «донесения послания до населения» и по схеме медиатехнологий (где важным является действие в информационном поле).

Содержание данного типа коммуникации отражает слово «информация» (информация – по законо­да­тельству РФ – сведения о лицах, пред­ме­тах, фак­тах, событиях, явлениях и процессах  независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и процессах независимо от формы их представления)[12]. Понятие информационной коммуникации можно рассмотреть на различии между средствами информации бывшего СССР и Запада (информационная коммуникация ближе западной теории СМИ). И там и тут газета называется газетой, телевидение –  телевидением. Часто считают, что разница в том, что там масс-медиа независимы, а у нас – цензура в неявном виде, зависимость от властных  структур и «денежных мешков». Так было, может быть, в какой-то степени так и есть, но разница в другом. При социализме, согласно проекту В.И.Ленина, прессу воспринимали как коллективного агитатора и организатора. Никто никогда и не предполагал, что читатель, зритель может выработать собственную позицию: информация при таком подходе дозирована и подобрана тенденциозно. Этот принцип – откровенного воздействия на население – свойствен и российской печати (но скорее он относится к общественной коммуникации – предыдущему типу, представленному в этой типологии). Западный информационный подход строится на многофокусной информации (схема медиатехнологий, где СМИ создают информационную повестку дня посредством позиционного представления фактов) и чисто информативных текстов (когда предъявление позиции журналиста считается непрофессиональным).

Схема 5. Информационная коммуникация

Сокоммуникаторы в этом типе – разработчик проекта и журналисты. По отношению к проектной деятельности уместнее будет употреблять словосочетание информационное сопровождение проекта, нежели информационная коммуникация, понятие само по себе несколько сомнительное, так как там, где существует односторонняя связь, не может быть коммуникации. Информационная коммуникация, если и осуществляется, то между разработчиком и журналистами, где он им объясняет, что и как они должны написать.

Общественность же выступает не в качестве сокоммуникатора, а является получателем информации. Информационное сопровождение проводится через каналы коммуникации – печатные, электронные и сетевые СМИ. Здесь важно выстроить отношение к проекту посредством информационных сообщений (информационных сайтов, пресс-релизов, новостных сообщений в печатных изданиях и т.д.). Следует отметить, что информационная коммуникация однонаправлена (не предполагает, не требует обратного сообщения от адресанта).

При информационном типе коммуникации канал коммуникации становится «посредником»: «Сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство (the medium is the message)», – основной тезис Маршалла Маклуэна[13]. Позиционность разработчиков сообщения убирается (элиминируется) типом технологии. Поэтому очень важно правильно выбрать средство передачи информации, которое соответствует информационным запросам и будет доступным потенциальной аудитории.

Назначение информационной коммуникации при реализации проекта – донести информацию о проекте до соответствующей аудитории (желающих эту информацию получить или вынужденных получать эти сообщения), напомнить о существовании той или иной инновационной разработки и ее позиционировании в глазах общественности. И, наконец, информационное сопровождение – это просто «хороший тон», который становится уже обязательным в настоящем коммуникационном пространстве (например, создание информационно-пре­зен­та­ци­он­ных сайтов, компаний, проектов и т.д.).

Текст представляет собой «информатив» (тип дискурса),– который строится на следующих принципах: позиция рассказчика сливается с позицией читателя, основная форма – рассказ о происшедшем, о том, что имело место быть, в описании происшедшего важно четко выделить структуру действий: кто, что, где, когда делает; любая интерпретация его моментально искажает.

В основном, информация при таком типе коммуникационного сопровождения передается посредством выстраивания информационным поводов в каком-либо из средств массовой коммуникации.

Информационное сопровождение является важной составляющей при реализации проекта, если он ориентирован на социум. За счет постоянного процесса «муссирования» информации проект начинает «обрастать» жизнью, однако эта жизнь непредсказуема, нельзя точно знать: кто и как откликнется на сообщения в средствах массовой информации. Даже при условии, если разработчику проекта известно, что напишут СМИ, он никогда не сможет наверняка предсказать отклик на размещенный мессидж.  Поэтому этот вид коммуникации очень сложен,  продукты информационной коммуникации непроектируемы. Тем не менее, информационное сопровождение – неотъемлемая часть жизни проекта.

Коммуникационные формы организации полностью зависят от типа канала коммуникации (так как средство и есть сообщение), коммуникационные формы находятся в самих каналах. Коммуникативная форма организации  текста характеризуется или чистой информативностью или по­вест­во­ва­тель­ностью (нарратив). ·


* София Андреевна Малявина, сотрудник Центра по связям с общественностью Минпромэнерго РФ. В 2003 году закончила Тольяттинскую академию управления (ТАУ). Своими Учителями считает Галину Алексеевну Давыдову и Александра Прокофьевича Зинченко, которые за счет всяческих проблематизаций позволили сформулировать собственную тему: «Коммуникация и проект».

[1] Грязнова Ю.Б. Учебный курс Аналитика текста// Атриум. Серия: Педагогика. – 2001, N 2, С. 61-64.

[2] Литвинов В.П. Мышление Ноама Хомского: Курс лекций.- Тольятти, 1999. – 116 с.

[3] Грязнова Ю.Б., Давыдова Г.А., Максимов В.В. Технология текста // Кентавр. – 2001, №25, С. 17-22.

4 Коммуникационный менеджмент: Сборник докладов/ Сост. Ю.Б. Грязнова. Тольятти, 2000, 140 с. Ядро этого сборника составили тексты докладов на специально организованном семинаре. Работая со сферой коммуникационного менеджмента, коллектив должен постоянно имитировать техники коммуникационного управления на себе, и сборник является попыткой представить коммуникацию в действии.

[5] Боюр Р.В., Грязнова Ю.Б., Семин С.А. Коммуникация как необходимость и предмет обучения// Атриум. Серия: Педагогика. 2001, N 2, С. 41-55.

[6] Разработана Тольяттинской академией управления по заказу Департамента науки и образования Администрации Самарской области. Это – система подготовки квалифицированных кадров, способных осуществлять управление инновационными проектами в сфере образования. Программа реализовывалась в период с декабря 2002 года по июнь 2003 года. Организаторы программы провели цикл игровых имитаций, состоящих из пяти проектно-аналитических сессий (ПАС) – см. Атриум. Серия: Педагогика. 2004, N№ 3, 110 с.

[7] Щедровицкий Г.П. Знаки в деятельности. М., «Путь» (в печати). С. 32.

[8] Щедровицкий Г.П. Знаки в деятельности. М., «Путь» (в печати). С. 29.

[9]Щедровицкий Г.П. Знаки в деятельности. М., «Путь» (в печати). С. 31.

[10] Щедровицкий Г.П. Коммуникация и интеллект// Вопросы философии, 2004, N 3.

[11] Щедровицкий Г.П. СМД-методологии. Философия. Наука. Методология. М., ШКП, 1997. С. 547

[12] Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 25 января 1995 года, глава 1, ст. 2.

[13] McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. Signet book, New American Library. 1967.




Дата публикации статьи: 20 июня 2005, 23:00
Адрес страницы в интернете: http://circleplus.ru/circle/kentavr/n/35/3
Дата печати: 16 октября 2019, 13:23